(812) 334 – 04 -77

Пресса о нас

Молоку законы писаны

В последнее время появилось слишком много потребительских мифов о том, что на прилавках не осталось натуральных продуктов. Это не только дискредитирует производителей продовольственных товаров, но и угрожает нашему с вами здоровью. Немало претензий было высказано и в адрес самого полезного продукта - молока, а ведь недавно вступил в силу так называемый молочный закон - «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Соблюдается ли техрегламент на молоко? Почему на прилавках нет молочного напитка? Кто отвечает за качество? На эти и многие другие вопросы ответили наши гости.

Молочная отрасль показала пример

Производители молока признают: они стали своего рода первопроходцами в создании системы контроля качества продовольственных товаров.

- Молочная отрасль стала первой, в которой был принят подобный закон. Другие отрасли потом уже ориентировались на опыт молочной промышленности, - говорит директор по корпоративным коммуникациям, член правления компании «Юнимилк» Павел Исаев.
Конечно, без трудностей не обошлось и работать стало труднее. Например, потребление молочных продуктов, особенно в мегаполисах, имеет сезонную зависимость. Даже в течение недели спрос заметно меняется - к выходным молоко разбирают быстрее, а в понедельник покупают меньше. А ведь коровы доятся независимо от времени года и потребностей покупателей, и в июне молока производится почти в два раза больше, чем в ноябре. И эти излишки куда-то надо девать.


- После принятия технического регламента нам пришлось перестраивать свою работу, но мы с этой задачей достаточно быстро и успешно справились. На момент вступления закона в силу компания «Юнимилк» заменила упаковки, привела в соответствие с требованиями регламента этикеточные надписи и все технические условия производства. Поскольку технический регламент ужесточил требования к качеству сырого молока, компания проводила и продолжает проводить работу с поставщиками по повышению качества закупаемого сырья. Несмотря на появление множества дополнительных требований, мы всецело поддерживаем наведение порядка в нашей отрасли, - продолжает Павел Исаев.

Технический регламент на молоко и молочные продукты вызвал очень много шума и непонимание со стороны потребителя. Теперь производителям молока приходится вести разъяснительную работу. При этом основной лейтмотив добросовестных производителей остается тот же - обеспечить доступность молочных продуктов.
- Важно доносить до потребителя правду, - соглашается директор управления по внешним связям, член правления компании «Вимм-Билль-Данн» Марина Каган. - Большие, серьезные компании изначально работали, строго соблюдая нормы и правила, и переход на новый техрегламент не стал для них чем-то неожиданным, непонятным. На наших 38 заводах нормы и ГОСТы жестко соблюдались и до появления нынешнего регламента. Тем более что мы производим и молочную продукцию для детей, на которую идет молоко только высшего сорта, и продукт проверяется особенно тщательно. Мы придерживаемся той позиции, что лучше вложить больше денег и понести определенные затраты, но соблюсти закон. Задача нашей компании - популяризировать здоровое питание, а это невозможно, если должным образом не относишься к качеству продукции.

Кстати, на большинстве крупных предприятий сегодня автоматизированное производство, где присутствие человека сведено до минимума. А значит, влияние «человеческого фактора» на качество сильно ограничено.

Все проблемы от незнания

Генеральный директор Кингисеппского молочного комбината Борис Речкин уверен, что шумиха, которая поднялась после принятия так называемого молочного закона, принесла один вред.

- Дискредитация молочной продукции привела к тому, что ее потребление значительно снизилось. Казалось бы, здоровье населения - это государственная задача. И тут вдруг слышишь, что чуть ли не 90 процентов молочных продуктов фальсифицировано, что, если сроки хранения больше 36 часов, они уже не натуральные. Это не правда, но люди-то верят! Среднестатистический горожанин сегодня пьет молока гораздо меньше нормы, установленной диетологами, - констатирует Борис Речкин.

В итоге предприятия, которые вкладывают большие деньги в модернизацию и новые технологии, вынуждены заниматься элементарным ликбезом населения. Например, что молоко бывает длительного хранения, и это не значит, что оно не настоящее. Ситуация иногда доходит до абсурда.

- У нас на комбинате используется современная технология микрофильтрации, которая позволяет производить молоко со сроком реализации двадцать суток. Но мы вынужденно ставим четырнадцать суток, чтобы людей не пугал слишком долгий срок хранения. Сегодня технологии позволяют сохранять в молоке все полезные вещества и обеспечить при этом достаточный срок годности.

Коллегу поддержал коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев:

- Недавно прочитал в одном глянцевом журнале, что якобы какой-то пивной институт доказал, что один литр пива полезнее десяти литров молока. Это явная дискредитация молока и молочной отрасли в целом. Внедрение молочного стандарта призвано защитить потребителя от некачественного продукта и фальсификаций. Все мы пьем молоко с детства и знаем о его пользе. А если есть какие-то сомнения в качестве продукта, то нужно проводить двойную проверку, а не создавать мифы о вреде и опасности. Производители к этому готовы и открыты для прессы и общественности. Только в Ленинградской области производится около тысячи трехсот тонн молока в сутки. Кстати, один из аргументов, который зачастую приводятся как обоснование, что молоко не настоящее: «мы не видим коров на полях». Но надо помнить, что изменилась технология содержания животных. Они теперь на ферме живут. На полях косят траву, а коровы ее едят в коровнике. А вот машины, везущие молоко нам на переработку, вы можете увидеть.
 
ВОПРОС РЕБРОМ

Где молоко, а где напиток?

По новым правилам, молоко, восстановленное из сухого, должно продаваться не как молоко, а как молочный напиток. Но в магазинах продуктов с такой маркировкой не видно. У особо подозрительных покупателей возникает сомнение, не пытаются ли им продать под видом молока этот самый напиток? 
- Дело в том, что во время обсуждения техрегламента потребителей настолько запугали «молочным напитком», что он оказался не востребован, - поясняет Марина Каган. - Даже в тех регионах, где нет своего сырого молока. На Дальнем Востоке и в Сибири молочный напиток в продаже есть, но даже там его не покупают. А молоко завозится из другого региона.
До вступления в силу молочного закона люди всю жизнь пили восстановленное молоко (а во времена СССР преимущественно только его - примечание «КП»), теперь - молочный напиток. Просто он так не назывался. А после смены этикеток перестали покупать.
Кстати, во всем мире такой продукт называют восстановленным молоком, и его производство зачастую дороже, чем переработка обычного цельного молока.

ДОСЛОВНО

Начальник лаборатории Федерального государственного учреждения «Центр испытаний и сертификации Санкт-Петербург» Людмила СЕРАЖУТДИНОВА:

- Общественная организация «Диалог» опубликовала результаты испытаний скоропалительно. Это как раз один из примеров, когда работа проводилась не правильно и не профессионально. Прежде чем выносить результаты на суд общественности нужно все перепроверить. Это международная практика. Или перепроверять или изначально проводить исследования в двух разных лабораториях. Только после этого можно оглашать результаты.  

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Руководитель Российского союза предпринимателей молочной отрасли Владимир ЛАБИНОВ:
- Молочная промышленность стала первой, где ввели технический регламент. Главный положительный момент здесь в том, что впервые приняты самые высокие требования к поставщикам молока. Введены очень серьезные ограничения по молокосодержащим продуктам. Например, при производстве молока можно использовать не любой растительный жир, а только заменители молочного жира, что существенно поднимает качество продукции. Определены вопросы терминологии. Коснется это, прежде всего мороженого, десертов, сырков, творожных масс, сливочного масла и спредов. Технический регламент разделил понятия «молоко» и «молочный напиток» и регулирует массу вопросов, связанных с производством и реализацией молочной продукции.