(812) 334 – 04 – 77

Новости

Итоги и перспективы

Сегодня в Москве состоялось первое заседание Аграрного комитета Государственной Думы России. В его работе приняла участие министр сельского хозяйства Елена Скрынник, подробно рассказавшая о ситуации в отрасли АПК.

Ниже мы приводим текст ее выступления: 

   

"Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим первый аграрный комитет с новым составом депутатов Государственной Думы. Рассчитываю, что совместная работа будет также продуктивна как и с предыдущим составом комитета.

В вступительном слове остановлюсь на трех основных моментах:

- итогах реализации действующей Государственной программы;

- основных положениях разработанной Министерством Госпрограммы до 2020 года;

- перспективах развития отрасли в условиях присоединения России к ВТО.
  
С началом реализации Приоритетного национального проекта и Государственной программы в отрасли произошли серьезные изменения как в сфере повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, наращивании объемов производства, так и в социальной сфере.
 
За 6 лет (2006-2011 годы) индекс производства продукции сельского хозяйства составил 128,8%. Рост в животноводстве – 22,5%, обеспечена позитивная динамика в растениеводстве – 31,9%.

Благодаря системным мерам государственной поддержки в отрасли созданы благоприятных условия для привлечения стратегических и портфельных инвесторов.

Общий объем субсидируемых кредитов в 2011 году составил 1 трлн. 578 млрд. рублей, из которых более 1 трлн. – это инвестиционные кредиты.

В 2011 году Россия преодолела последствия аномальной засухи 2010 года (43 региона).

Собран хороший урожай зерновых – почти 94 млн. тонн в зачетном весе. Восстановлен экспортный потенциал – поставки на мировой рынок прогнозируются в текущем сельскохозяйственном году на уровне 25 млн. тонн. Собраны рекордные урожаи подсолнечника, сахарной свеклы, сои, рапса, картофеля, овощей. Обеспечены внутренние потребности в ячмене и гречихе.

Важную роль в достигнутом результате сыграли своевременные меры Правительства по поддержке пострадавших от засухи регионов.

- Дополнительно выделено 46 млрд. рублей (из бюджетов всех уровней) в виде бюджетных кредитов и прямых дотаций.

- Пролонгированы кредиты на срок до 3х лет с сохранением субсидирования.

- Введен льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна в пострадавшие от засухи регионы.

Последние 6 лет высокими темпами растут основные показатели в животноводстве.

- В отрасль привлечено 576 млрд. рублей инвестиционных кредитов. На субсидирование процентных ставок выделено более 120 млрд. рублей.

- Рентабельность выросла с 7,3% в 2005 году до 8,2% в 2011 году, по молоку - с 13,4% до 16,8%, по свинине – с 18,3% до 20%.

- Построено и модернизировано почти 3,5 тысяч животноводческих объектов с использованием современных технологий, в том числе 744 - в свиноводстве, 446 - в птицеводстве, 297 в мясном и 1 тыс. 942 в молочном скотоводстве.

В результате, в период с 2006 по 2011 годы, рост производства мяса составил 43%. По птице увеличение в 2 раза, по свинине – в 1,5 раза (на 55%).

Лидерами по объемам являются Белгородская, Московская и Челябинская области, Республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский, Ставропольский и Алтайские края.

По итогам 2011 года мяса скота и птицы в живом весе произведено 11 млн. тонн (+4,4% к 2010 году). Прогноз на 2012 году – 11 млн. 600 тыс. тонн (+5,5%).

С целью поддержки мясного животноводства реализуются программы по развитию свиноводства, птицеводства, мясного скотоводства, первичной переработке скота, экономически значимые региональные программы.

Только в 2011 году федеральную поддержку в объеме 4 млрд. 39 млн. рублей получили 74 (региональные) программы. Из бюджетов субъектов выделено 6 млрд. 948 млн. рублей. Прогнозируемый прирост производства высококачественной говядины – 49 тыс. тонн, молока – 457 тыс. тонн. В 2012 году финансирование региональных программ будет продолжено.

В настоящее время производство мяса КРС в живой массе стабилизировалось на уровне 3 млн. тонн, молока – за 6 лет увеличилось на 1,8% (+564 тыс. тонн) и составляет 31 млн. 634 тыс. тонн.

В тоже время, в мясном и молочном скотоводстве происходят качественные изменения. Выделю три основные тенденции:

Во-первых, растет доля племенного скота. В мясном стаде – с 41% в 2006 до 60% в 2011 году, в молочном – с 7% до 11%.

Во-вторых, благодаря качественному изменению состава поголовья, замещению менее продуктивных пород более продуктивными, на 20% увеличились средние надои молока, товарность выросла с 56,5% до 61%. Доля специализированных конкурентоспособных мясных пород в производстве мяса выросла с 2% до 6,5%.

В-третьих, в 2011 году впервые за 20 лет удалось переломить многолетнюю тенденцию снижения маточного поголовья КРС - поголовье коров стабилизировалось на уровне 8 млн. 800 тыс. голов.

Выделенные тенденции создают прочную основу для дальнейшего наращивания объемов производства высококачественной говядины и молока.

Безусловным приоритетом для Министерства является социальное развитие села. С 2003 года реализуется федеральная целевая программа.

За этот период построено 14 млн. 300 тыс. кв. метров жилья, в том числе для молодых специалистов – 3,8 млн. кв. метров.

Введено в эксплуатацию – 50 тыс. км распределительных газовых сетей, уровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности увеличился с 33,1% до 52,6 %

Введено в действие 12 тыс. км локальных водопроводов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой увеличился с 40,7% до 54,2%

Открыто 367 единиц фельдшерско-акушерских пунктов, введено в действие районных и участковых больниц на 6,1 тыс. мест, амбулаторно-поликлинических учреждений – 7,5 тыс. посещений в смену.

Только за 2008-2011 годы объем финансирования программы составил более 140 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 31,7 млрд. рублей.

Жилье получили почти четверть миллиона семей.
Важнейшей задачей Министерства в социальной сфере является сокращение разрыва в уровне доходов между городом и селом.

В 2009 году соотношение располагаемых ресурсов сельских и городских домашних хозяйств составило 60,7%, в 2010 году уже 62,2%, а по итогам двух кварталов 2011 года – 65,6%. Динамика позитивная и мы будем ее поддерживать.

Уважаемые коллеги,

Подводя промежуточные итоги реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства, хочу подчеркнуть, что важнейшим достижением является выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной продукции – зерну, сахару, картофелю, овощам, мясу птицы. В течение 2-3 лет за счет продукции российского производства будет обеспечен спрос на свинину, к 2020 году – по молоку и мясу КРС.

Теперь о Государственной программе развития сельского хозяйства до 2020 года.

При ее разработке Министерство исходило из четырех основных принципов:

- Стабильность и преемственность агарного курса,

- Системность политики, охватывающей экономические, социальные и экологические аспекты развития отрасли и сочетающей меры прямой поддержки производства с регулированием рынков и развитием сельских территорий

- Софинансирование АПК из федерального и региональных бюджетов

- Государственно-частное партнёрство, предполагающее объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей программы: наиболее полно этот принцип проявляется в субсидировании кредитов

Ключевыми целями Госпрограммы останутся обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.

Кроме того, наряду с поддержкой животноводства, растениеводства, устойчивым развитием сельских территорий и дальнейшим совершенствованием системы информационного обеспечения отрасли, в предстоящем периоде приоритетными направлениями станут:

- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка,

- модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности,

- развитие фермерства и малых форм хозяйствования,

- поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия

- реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование)

Государственная программа состоит из шести подпрограмм и трёх ФЦП.

- развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;

- развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции;

- поддержка малых форм хозяйствования;

- техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

- научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы;

- обеспечение реализации Государственной программы;

- ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

- ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (проект);

- ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» (проект).

В подпрограммы включены отдельные отраслевые программы, ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Подпрограммы построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий. Это производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработки, развития инфраструктуры и регулирования рынков, кредитование и страхование.

Общий объем финансирования Госпрограммы до 2020 год - 2 трлн. 483 млрд. рублей.

Теперь коротко по основным разделам.

Первое. Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства».

Данная подпрограмма разработана в соответствии с Программой повышения почвенного плодородия, Стратегией развития селекции и семеноводства, Программой развития свеклосахарного подкомплекса, Программой развития виноградарства Российской Федерации, создание инфраструктуры хранения столового винограда и его промышленной переработки, Программой развития садоводства, Программой развития овощеводства.

Объем финансирования – 554 млрд. рублей.

Второе. Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции».

Подпрограмма охватывает мясной и молочный подкомплексы, включающие в себя отрасли по производству мяса и молока всех видов, их первичной и глубокой переработке, логистику, регулирование мясного и молочного рынков.

Подпрограмма разработана в соответствии со Стратегией развития мясного животноводства на период до 2020 года, утвержденной Министерством.

Объем финансирования – 701 млрд. рублей.

Третье. Поддержка малых форм хозяйствования. Объем финансирования подпрограммы – более 100 млрд. рублей.

Основные мероприятия по данному направлению:

- Поддержка начинающих фермеров,

- Развитие семейных животноводческих ферм,

- Кредитование малых форм хозяйствования,

- Оформление земли в собственность.

Ряд направлений по поддержке фермеров действуют уже с 2012 года.

Программа по развитию семейных ферм. С 2009 по 2011 год построено 470 семейных ферм. С 2012 года ежегодно будет вводиться по 150 новых объектов. Финансирование составит 1,5 млрд. рублей из федерального бюджета и 1,5 млрд. рублей – из регионального. В рамках программы будет реализован механизм прямого субсидирования на основе грантов: 30% средств в соответствии с бизнес-планом предоставляет федеральный бюджет, 30% - региональные власти, остальные средства – собственные средства фермера. При этом объем государственной поддержки составит не более 300 тыс. рублей на одно скотоместо. Всего будет создано не менее 10 тыс. скотомест. Средства могут быть направлены не только на молочное скотоводство, но и на любое направление животноводства – птицеводство, свиноводство, козоводство и т.д.

Программа «Начинающий фермер». Из федерального бюджета в 2012 году на финансирование программы будет выделено 2 млрд. рублей, что позволит построить 1 тыс. 700 ферм. Также на условиях софинансирования средства будут выделены регионами (в соответствии с бюджетной обеспеченностью). Таким образом, объем поддержки одного фермера составит до 1,7 млн. рублей.
Участвовать в программе смогут главы КФХ, имеющие собственные средства для развития хозяйства в размере 10% от суммы гранта, но не менее 100 тыс. руб.

Оформление земель в собственность. В 2012 году на субсидирование оформления в собственность земель сельскохозяйственного назначения выделено 1,4 млрд. рублей. Это позволит оформить 3 млн. га из 8,5 млн. га, которые обрабатываются фермерами. Компенсация расходов производится из федерального и регионального бюджетов после завершения процедуры оформления.

Четвертое. Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие».

Основные мероприятия:

- обновление парка сельскохозяйственной техники;

- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

- модернизация машиноиспытательных станций;

- развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

- создание и развитие деятельности инновационных центров.

Объем финансирования подпрограммы – более 118 млрд. рублей.

Пятое. Подпрограмма «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы.

Сфера реализации подпрограммы - научная, научно-техническая и инновационная деятельность в АПК.

Основные мероприятия:

- реализация перспективных инновационных проектов, финансируемых на конкурсной основе Министерством;

- фундаментальные исследования в соответствии с Планом фундаментальных исследований сельскохозяйственной науки, который формируется в составе программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, принимаемой Правительством Российской Федерации.

Объем финансирования подпрограммы – более 98,7 млрд. рублей.

Шестое. Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы».

Основные мероприятия:

- совершенствование управления реализацией Государственной программы;

- совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

- совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- выполнение государственных услуг и работ в рамках реализации Государственной программы;

- создание государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК).

Объем финансирования подпрограммы – более 329 млрд. рублей.

ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года». Фактически, это продолжение действующей программы. Финансирование – 9,6 млрд. рублей, в том числе поддержка комплексной компактной застройки – 1,9 млрд. рублей.

С 2014 года начнет действовать ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года».

Программа должна стать логическим продолжением программы социального развития села, но в более расширенном варианте.

Помимо действующих мероприятий, в программу должны быть включены новые направления:

- стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;

- грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности;

- поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития.

Объем финансирования – почти 320 млрд. рублей.

По прогнозным оценкам реализация программы позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов:

-улучшение жилищных условий 202,9 тыс. сельских семей, в том числе 113,6 тыс. молодых семей и молодых специалистов;

-повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений (доведение уровня газификации и обеспеченности питьевой водой до 65%);

-расширение сети объектов социальной сферы села: общеобразовательных учреждений – на 90 тыс. мест, дошкольных образовательных учреждений – на 49,4 тыс. мест, учреждений культурно-досугового типа – на 63,4 тыс. мест, фельдшерско-акушерских пунктов – на 1,8 тыс. единиц;

-реализация 437 пилотных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений;

-грантовая поддержка 3,9 тыс. местных инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности;

-повышение общественной оценки сельскохозяйственного труда и привлекательности сельского образа жизни, снижение доли миграционно настроенного сельского населения с 27% до 16%, в том числе молодежи в возрасте 16-30 лет – с 50% до 32%;

-создание дополнительно 538 тыс. рабочих мест, в том числе 232 тыс. мест в несельскохозяйственной сфере и 306 тыс. мест на объектах социально-инженерной инфраструктуры села.

ФЦП «Развитие мелиорации до 2020 года».

Программа предусматривает реализацию следующих основных мероприятий:

- по техническому перевооружению, реконструкции и строительству мелиоративных систем и отдельно расположенных гидромелиоративных сооружений;

- по противопаводковым мероприятиям, мелиоративным мероприятиям на рыбоводных прудах, агролесомелиоративным и фитомелиоративным мероприятиям;

- по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей по созданию, восстановлению, реконструкции и модернизации внутрихозяйственных оросительных и осушительных систем;

- научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области мелиорации.

Объем финансирования – 254 млрд. рублей.

Уважаемые коллеги,

Реализация разработанной Госпрограммы обеспечит положительную динамику развития отрасли до 2020 года. В результате,

- Индекс производства продукции сельского хозяйства (к 2010 году) составит 144,7%,

- Инвестиции в основной капитал увеличатся в 2 раза,

- Рентабельность сельскохозяйственного производства вырастет до 25%,

- Производительность труда – в 1,7 раза, средняя зарплата – в 4,3 раза.

К 2020 году объем экспорта российского зерна может составить до 40 млн. тонн ежегодно.

Объем экспорта мяса птицы достигнет 170 тыс. тонн, свинины – 200 тыс. тонн или около 1 млрд. долларов.

Таким образом, Россия станет значимым участником мирового рынка продовольствия и будет активно участвовать в обеспечении не только национальной, но и глобальной продовольственной безопасности.

Важнейшим фактором, который будет влиять на выполнение заложенных в Госпрограмме показателей, является присоединение России к ВТО. Совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка Министерством подготовлен комплекс мер, которые необходимо реализовать для гармонизации процесса адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО". 

   

По материалам пресс-службы

Минсельхоза России 

 

 

Выступление на заседании комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, 26.01.2012, Москва


Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим первый аграрный комитет с новым составом депутатов Государственной Думы. Рассчитываю, что совместная работа будет также продуктивна как и с предыдущим составом комитета.

В вступительном слове остановлюсь на трех основных моментах:

- итогах реализации действующей Государственной программы;

- основных положениях разработанной Министерством Госпрограммы до 2020 года;

- перспективах развития отрасли в условиях присоединения России к ВТО.

С началом реализации Приоритетного национального проекта и Государственной программы в отрасли произошли серьезные изменения как в сфере повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, наращивании объемов производства, так и в социальной сфере.

За 6 лет (2006-2011 годы) индекс производства продукции сельского хозяйства составил 128,8%. Рост в животноводстве – 22,5%, обеспечена позитивная динамика в растениеводстве – 31,9%.

Благодаря системным мерам государственной поддержки в отрасли созданы благоприятных условия для привлечения стратегических и портфельных инвесторов.

Общий объем субсидируемых кредитов в 2011 году составил 1 трлн. 578 млрд. рублей, из которых более 1 трлн. – это инвестиционные кредиты.

В 2011 году Россия преодолела последствия аномальной засухи 2010 года (43 региона).

Собран хороший урожай зерновых – почти 94 млн. тонн в зачетном весе. Восстановлен экспортный потенциал – поставки на мировой рынок прогнозируются в текущем сельскохозяйственном году на уровне 25 млн. тонн. Собраны рекордные урожаи подсолнечника, сахарной свеклы, сои, рапса, картофеля, овощей. Обеспечены внутренние потребности в ячмене и гречихе.

Важную роль в достигнутом результате сыграли своевременные меры Правительства по поддержке пострадавших от засухи регионов.

- Дополнительно выделено 46 млрд. рублей (из бюджетов всех уровней) в виде бюджетных кредитов и прямых дотаций.

- Пролонгированы кредиты на срок до 3х лет с сохранением субсидирования.

- Введен льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна в пострадавшие от засухи регионы.

Последние 6 лет высокими темпами растут основные показатели в животноводстве.

- В отрасль привлечено 576 млрд. рублей инвестиционных кредитов. На субсидирование процентных ставок выделено более 120 млрд. рублей.

- Рентабельность выросла с 7,3% в 2005 году до 8,2% в 2011 году, по молоку - с 13,4% до 16,8%, по свинине – с 18,3% до 20%.

- Построено и модернизировано почти 3,5 тысяч животноводческих объектов с использованием современных технологий, в том числе 744 - в свиноводстве, 446 - в птицеводстве, 297 в мясном и 1 тыс. 942 в молочном скотоводстве.

В результате, в период с 2006 по 2011 годы, рост производства мяса составил 43%. По птице увеличение в 2 раза, по свинине – в 1,5 раза (на 55%).

Лидерами по объемам являются Белгородская, Московская и Челябинская области, Республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский, Ставропольский и Алтайские края.

По итогам 2011 года мяса скота и птицы в живом весе произведено 11 млн. тонн (+4,4% к 2010 году). Прогноз на 2012 году – 11 млн. 600 тыс. тонн (+5,5%).

С целью поддержки мясного животноводства реализуются программы по развитию свиноводства, птицеводства, мясного скотоводства, первичной переработке скота, экономически значимые региональные программы.

Только в 2011 году федеральную поддержку в объеме 4 млрд. 39 млн. рублей получили 74 (региональные) программы. Из бюджетов субъектов выделено 6 млрд. 948 млн. рублей. Прогнозируемый прирост производства высококачественной говядины – 49 тыс. тонн, молока – 457 тыс. тонн. В 2012 году финансирование региональных программ будет продолжено.

В настоящее время производство мяса КРС в живой массе стабилизировалось на уровне 3 млн. тонн, молока – за 6 лет увеличилось на 1,8% (+564 тыс. тонн) и составляет 31 млн. 634 тыс. тонн.

В тоже время, в мясном и молочном скотоводстве происходят качественные изменения. Выделю три основные тенденции:

Во-первых, растет доля племенного скота. В мясном стаде – с 41% в 2006 до 60% в 2011 году, в молочном – с 7% до 11%.

Во-вторых, благодаря качественному изменению состава поголовья, замещению менее продуктивных пород более продуктивными, на 20% увеличились средние надои молока, товарность выросла с 56,5% до 61%. Доля специализированных конкурентоспособных мясных пород в производстве мяса выросла с 2% до 6,5%.

В-третьих, в 2011 году впервые за 20 лет удалось переломить многолетнюю тенденцию снижения маточного поголовья КРС - поголовье коров стабилизировалось на уровне 8 млн. 800 тыс. голов.

Выделенные тенденции создают прочную основу для дальнейшего наращивания объемов производства высококачественной говядины и молока.

Безусловным приоритетом для Министерства является социальное развитие села. С 2003 года реализуется федеральная целевая программа.

За этот период построено 14 млн. 300 тыс. кв. метров жилья, в том числе для молодых специалистов – 3,8 млн. кв. метров.

Введено в эксплуатацию – 50 тыс. км распределительных газовых сетей, уровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности увеличился с 33,1% до 52,6 %

Введено в действие 12 тыс. км локальных водопроводов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой увеличился с 40,7% до 54,2%

Открыто 367 единиц фельдшерско-акушерских пунктов, введено в действие районных и участковых больниц на 6,1 тыс. мест, амбулаторно-поликлинических учреждений – 7,5 тыс. посещений в смену.

Только за 2008-2011 годы объем финансирования программы составил более 140 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 31,7 млрд. рублей.

Жилье получили почти четверть миллиона семей.
Важнейшей задачей Министерства в социальной сфере является сокращение разрыва в уровне доходов между городом и селом.

В 2009 году соотношение располагаемых ресурсов сельских и городских домашних хозяйств составило 60,7%, в 2010 году уже 62,2%, а по итогам двух кварталов 2011 года – 65,6%. Динамика позитивная и мы будем ее поддерживать.

Уважаемые коллеги,

Подводя промежуточные итоги реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства, хочу подчеркнуть, что важнейшим достижением является выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной продукции – зерну, сахару, картофелю, овощам, мясу птицы. В течение 2-3 лет за счет продукции российского производства будет обеспечен спрос на свинину, к 2020 году – по молоку и мясу КРС.

Теперь о Государственной программе развития сельского хозяйства до 2020 года.

При ее разработке Министерство исходило из четырех основных принципов:

- Стабильность и преемственность агарного курса,

- Системность политики, охватывающей экономические, социальные и экологические аспекты развития отрасли и сочетающей меры прямой поддержки производства с регулированием рынков и развитием сельских территорий

- Софинансирование АПК из федерального и региональных бюджетов

- Государственно-частное партнёрство, предполагающее объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей программы: наиболее полно этот принцип проявляется в субсидировании кредитов

Ключевыми целями Госпрограммы останутся обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.

Кроме того, наряду с поддержкой животноводства, растениеводства, устойчивым развитием сельских территорий и дальнейшим совершенствованием системы информационного обеспечения отрасли, в предстоящем периоде приоритетными направлениями станут:

- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка,

- модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности,

- развитие фермерства и малых форм хозяйствования,

- поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия

- реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование)

Государственная программа состоит из шести подпрограмм и трёх ФЦП.

- развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;

- развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции;

- поддержка малых форм хозяйствования;

- техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

- научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы;

- обеспечение реализации Государственной программы;



- ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»

- ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (проект);

- ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» (проект).

В подпрограммы включены отдельные отраслевые программы, ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Подпрограммы построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий. Это производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов, ее переработки, развития инфраструктуры и регулирования рынков, кредитование и страхование.

Общий объем финансирования Госпрограммы до 2020 год - 2 трлн. 483 млрд. рублей.

Теперь коротко по основным разделам.

Первое. Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства».

Данная подпрограмма разработана в соответствии с Программой повышения почвенного плодородия, Стратегией развития селекции и семеноводства, Программой развития свеклосахарного подкомплекса, Программой развития виноградарства Российской Федерации, создание инфраструктуры хранения столового винограда и его промышленной переработки, Программой развития садоводства, Программой развития овощеводства.

Объем финансирования – 554 млрд. рублей.

Второе. Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции».

Подпрограмма охватывает мясной и молочный подкомплексы, включающие в себя отрасли по производству мяса и молока всех видов, их первичной и глубокой переработке, логистику, регулирование мясного и молочного рынков.

Подпрограмма разработана в соответствии со Стратегией развития мясного животноводства на период до 2020 года, утвержденной Министерством.

Объем финансирования – 701 млрд. рублей.

Третье. Поддержка малых форм хозяйствования. Объем финансирования подпрограммы – более 100 млрд. рублей.

Основные мероприятия по данному направлению:

- Поддержка начинающих фермеров,

- Развитие семейных животноводческих ферм,

- Кредитование малых форм хозяйствования,

- Оформление земли в собственность.

Ряд направлений по поддержке фермеров действуют уже с 2012 года.

Программа по развитию семейных ферм. С 2009 по 2011 год построено 470 семейных ферм. С 2012 года ежегодно будет вводиться по 150 новых объектов. Финансирование составит 1,5 млрд. рублей из федерального бюджета и 1,5 млрд. рублей – из регионального. В рамках программы будет реализован механизм прямого субсидирования на основе грантов: 30% средств в соответствии с бизнес-планом предоставляет федеральный бюджет, 30% - региональные власти, остальные средства – собственные средства фермера. При этом объем государственной поддержки составит не более 300 тыс. рублей на одно скотоместо. Всего будет создано не менее 10 тыс. скотомест. Средства могут быть направлены не только на молочное скотоводство, но и на любое направление животноводства – птицеводство, свиноводство, козоводство и т.д.

Программа «Начинающий фермер». Из федерального бюджета в 2012 году на финансирование программы будет выделено 2 млрд. рублей, что позволит построить 1 тыс. 700 ферм. Также на условиях софинансирования средства будут выделены регионами (в соответствии с бюджетной обеспеченностью). Таким образом, объем поддержки одного фермера составит до 1,7 млн. рублей.
Участвовать в программе смогут главы КФХ, имеющие собственные средства для развития хозяйства в размере 10% от суммы гранта, но не менее 100 тыс. руб.

Оформление земель в собственность. В 2012 году на субсидирование оформления в собственность земель сельскохозяйственного назначения выделено 1,4 млрд. рублей. Это позволит оформить 3 млн. га из 8,5 млн. га, которые обрабатываются фермерами. Компенсация расходов производится из федерального и регионального бюджетов после завершения процедуры оформления.

Четвертое. Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие».

Основные мероприятия:

- обновление парка сельскохозяйственной техники;

- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;

- модернизация машиноиспытательных станций;

- развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

- создание и развитие деятельности инновационных центров.

Объем финансирования подпрограммы – более 118 млрд. рублей.

Пятое. Подпрограмма «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы.

Сфера реализации подпрограммы - научная, научно-техническая и инновационная деятельность в АПК.

Основные мероприятия:

- реализация перспективных инновационных проектов, финансируемых на конкурсной основе Министерством;

- фундаментальные исследования в соответствии с Планом фундаментальных исследований сельскохозяйственной науки, который формируется в составе программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, принимаемой Правительством Российской Федерации.

Объем финансирования подпрограммы – более 98,7 млрд. рублей.

Шестое. Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы».

Основные мероприятия:

- совершенствование управления реализацией Государственной программы;

- совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

- совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- выполнение государственных услуг и работ в рамках реализации Государственной программы;

- создание государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК).

Объем финансирования подпрограммы – более 329 млрд. рублей.

ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года». Фактически, это продолжение действующей программы. Финансирование – 9,6 млрд. рублей, в том числе поддержка комплексной компактной застройки – 1,9 млрд. рублей.

С 2014 года начнет действовать ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года».

Программа должна стать логическим продолжением программы социального развития села, но в более расширенном варианте.

Помимо действующих мероприятий, в программу должны быть включены новые направления:

- стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;

- грантовая поддержка местных инициатив сельских сообществ по улучшению условий жизнедеятельности;

- поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития.

Объем финансирования – почти 320 млрд. рублей.

По прогнозным оценкам реализация программы позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов:

-улучшение жилищных условий 202,9 тыс. сельских семей, в том числе 113,6 тыс. молодых семей и молодых специалистов;

-повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений (доведение уровня газификации и обеспеченности питьевой водой до 65%);

-расширение сети объектов социальной сферы села: общеобразовательных учреждений – на 90 тыс. мест, дошкольных образовательных учреждений – на 49,4 тыс. мест,