(812) 334 – 04 – 77

Пресса о нас

Газета "Смена"

На капусте «капусту» не срубишь?

В Ленинградской области началась уборка урожая. Уже сейчас понятно, что продуктовый дефицит в этом году нам точно не грозит. Хозяйства, памятуя о прошлогодней засухе, в этот раз постарались засеять побольше. А теперь даже не знают, как сбыть (и при этом не в убыток!) плоды своих трудов.

«Старички» покрепче молодежи

Концерн «Детскосельский», в который корреспонденты «Смены» приехали посмотреть, как идет уборка урожая, снабжает картошкой, капустой, свеклой и морковкой южные районы Петербурга. От наших ног и до самого горизонта протянулось огромное поле с аккуратными зелеными кочанами капусты! И никаких тебе толп рабочих и присланных на уборку урожая студентов, как в советские времена. Только одинокий трактор с прицепленным к нему комбайным механизмом аккуратно ездит по грядкам.

- Да зачем нам студенты?! У нас же полностью механизированная уборка, - удивляется моему вопросу главный агроном концерна Игорь Петрович Евсеев. - А нынешних студентов даже на поле пускать страшно - тут же сноровка нужна, а они почти все безрукие, к тяжелой работе непривычные, да еще и по здоровью многие слабенькие. Я думаю, наши «старички» покрепче иной молодежи!
Идем к «старичкам». В уборочной команде действительно собрались исключительно заслуженные работники - трактористу, комбайнеру и двум женщинам, которые отбирают на конвейере порченую капусту, от 45 до 60 лет. Говорят, на поля выходят и те, кому уже под семьдесят! Молодых специалистов очень мало.

- Мы же с восьми утра тут пашем, а в самые напряженные дни, в посевную или в уборочную, почти без выходных работаем! - рассказывает тракторист Дмитрий Тульнев. - А молодежи проще в офисе сидеть до 18.00, а потом - домой со спокойной совестью. А у нас - какая спокойная совесть, если, например, зарядили дожди, уборка идет очень тяжело и урожай наш пропадает? Сердце за него болит - мы же его растили-растили!..

А где же российские тракторы?

Впрочем, сейчас погода фермерам благоволит. Поля сухие, трактор идет хорошо, не вязнет намертво в жиже. Бывало ведь, что несколько тракторов сцеплялись и один прицеп с комбайном тащили - меньшим количеством техники по болоту, в которое превращалось поле, его было и не провезти! Так что сейчас, заверили корреспондентов «Смены», условия почти курортные. А то, что жарко, так это не пугает. Дмитрий Тульнев охотно нам демонстрирует кондиционер в кабине своей рычащей сельхозмашины.

- А то ж! - с гордостью говорит он. - Прогресс не стоит на месте, мы сейчас уже все на современных тракторах работаем. Вот у этого мощность 280 лошадиных сил, и он американский. А у нас в России новые трактора вроде как уже и не производят. Где-то, конечно, еще используют старую советскую технику, но она доживает свой век, и покупать приходится импортную. А она, зараза, дорогая! Вы представьте себе, сколько тонн капусты надо продать, чтобы окупить хотя бы один этот трактор стоимостью семь миллионов рублей! Но альтернативы нет.
Дмитрий Евгеньевич с техникой на «ты» - он, можно сказать, потомственный тракторист. Тульневу еще и трех лет не было, когда отец уже по полям его катал и учил, как за трактором ухаживать. Окончив школу, деревенский паренек из Краснодарского края так же, как и отец, пошел работать в сов­хоз. 28 лет он уже на полях. А вот дети продолжать династию не захотели - предпочли выучиться на экономистов и менеджеров.

- Вот уйдем мы, люди советской закалки, и кто придет нам на смену? Кому опыт передать? Кто будет на полях трудиться? Даже страшно подумать! - сокрушается Тульнев.

То густо, то пусто

А на комбайновом прицепе работа идет полным ходом. Механизм с огромной скоростью гонит на транспортировочную дорожку уже срезанные и даже очищенные от верхних листов зеленые кочаны. Мы восхищаемся, как ловко и быстро местные работницы перебирают поступающую капусту. Где-то комбайн верхние листы не снял, где-то кочан пополам разрезал, где-то с гнильцой овощ попался - за всем этим надо уследить, чтобы в закладку отправился уже чистый, качественный продукт.

- Вот так за день уже 60 тонн капусты через наши руки прошло, - смеется работница Яна Александрова. - Да это не сложно, если опыт есть! И не скучно - мне так очень нравится!

Вообще-то Яна по образованию - оптик широкого профиля, специалист по оптическим деталям для приборов ночного видения и фотоаппаратов. Но в годы разрухи ее специальность оказалась невостребованной, а если и предлагали работу, то за копеечную зарплату. Тогда Яна ушла в сельское хозяйство и говорит, что ничуть об этом не жалеет. Здесь хоть продукты можно дешево купить - своим сотрудникам концерн продает овощи по минимальным ценам: например, килограмм картошки можно купить всего за рубль!

После прохождения последнего намеченного на сегодня капустного ряда работники бригады собираются покурить напоследок и расходятся. Мы еще раз молча оглядываем широкое поле, после чего главный агроном Евсеев грустно отмечает:

- Вот много в этом году капусты уродилось. А толку? После прошлого года, когда и капусты мало было, и картошки, у нас все поля засадили под завязку. Продукта сейчас много, и в итоге цена очень низкая. У нас капусту покупают всего за 2 рубля 20 копеек за килограмм, а в это же время в прошлом году она стоила все 9 рублей. А у нас одна только себестоимость - примерно 5 рублей! В общем, то густо, то пусто.

Юлия ЛИ
Фото Святослава АКИМОВА